Литературно-художественный Центр Перевозчикова Н.И. Шадрин Андрей

УЧИТЕЛЬ-ФУНДАМЕНТ. Рассказ-хроника.

3 октября

— Ребята, у нас с вами полтора месяца. Небольшое производственное здание. Две недели на фундаменты, месяц, на ограждающие конструкции, кровлю и все остальное. Работаем по продлёнке. Предоплату по договору мы уже перечислили. — Разговор с Максимом, руководителем подрядной организации был лаконичным и жёстким.
Мы были на подъеме. Двухмесячные переговоры увенчались успехом.
Серьезный заказчик готов был с нами работать, и, как здравомыслящий производственник, решил нас проверить на малом (для него) объёме. Действительно — этакий пустяк — думали мы, какие—то 100 квадратных метров, быстренько
сваяем 8 фундаментов метр на метр впериметре, а там уже скидаем металлоконструкции и обошьём сэндвичем. За полтора месяца точно успеем! И деньги хорошие.

Хотя определенные сомнения нас терзали. Подобных работ мы никогда не проводили. Наша команда состояла из отделочника, электрика, снабженца, и все. Вечером, переварив эмоции, я засыпал с мыслью — все-таки это авантюра…

На следующий день с утра, в субботу расторопный заказчик уведомил нас о
том, что он уже доставил на строительную площадку бригадный вагончик и металлический склад.

— Вы контора молодая, а у меня все равно на складе болтается.Только сами
подведите электроэнергию, и бегом ребятки в бой — время не терпит.

6 октября

Вывели технику — экскаватор и самосвал. Выкопанный грунт необходимо
было отвозить в отвал, на 300 метров от места строительства, поскольку со всех
сторон пятно застройки было ограничено. Все шло великолепно. Но с обеда заморосил дождь. И теперь рельеф местности строительной площадки отпечатался рельефом удивления и досады на наших лицах. Оказалось, что половину расстояния из тех трехсот метров от места производства робот до места отвала грунта технике необходимо преодолевать, взбираясь по дороге с 15 градусным уклоном. Вроде бы пустяк, если бы
не глина. Уже через полчаса после начала дождя внутриплощадочные проезды нещадно развезло, и нанятый нами груженый грунтом самосвал застрял на полпути.
Пока приехал бульдозер, вытащил грузовик, снял слой грязи с дороги — прошло два часа. Техника вязнет в грязи, буксует, опять тащим бульдозером… В общем, промучились до вечера. А техника-то наемная, оплата повременная…

Ночью были заморозки. Думал, все покроется льдом – вообще не проехать.
Ошибался. Оказалось слегка подмороженная глина облалает вязкостью,
достаточной для хорошего сцепления с колесами. В течение дня стал наблюдать как меняется состояние дорожного покрытия в зависимости от температуры
и осадков, удалось даже строить реалистичные кратковременные прогнозы —
это для того чтобы знать когда бежать за бульдозером. Почувствовал даже
утерянную связь с природой, стихией. Теперь понимаю, для чего чукчи различают десятки состояний снега — без этого знания в тундре не выжить, особенно при поездке на оленях и собаках.

8 октября

Ну, очень хочется материться! То, что должны были сделать за день, развезли на три. Естественно с новой потерей финансов.

9 октября

Сегодня должны были подготовить основания котлованов. Накануне валил
снег, аж сугробы намело. С утра припекло солнышко, снег в час растаял, и звонкими
ручьями устремился … в наши котлованы. Еще один сюрприз рельефа местности. Срочно разыскиваем насосы…

10 октября

Пока откачали воду, очистили и отсыпали днища котлованов прошел день.

11 октября

Пришлось выходить в субботу и воскресение. Собираем армирующие сетки и опалубку нижнего элемента фундамента. Моросит дождь. Монтажники в котловане с ног до головы в рыжей глине, промокшие до нижней одежды. Сохнуть некогда, греются горячим чаем прямо на рабочем месте. Постепенно размываются и обрушаются стенки котлована, глина тягучей сметаной заливает результаты недавнего труда. Насос отказывается
качать эту жижу. Рабочие вычерпывают грязь лопатами, сдабривая свою работу крепкими русскими выстраданными лингвистическими шедеврами…

13 октября

Прогнозы не утешительные. Ранняя осень несет ранние заморозки — до
минус пятнадцати. Стройконтроль запрещает проводить бетонирование без прогрева бетона. У нас к самим себе возникает резонный вопрос – а что это такое? Вызываем знакомого электрика — ставим задачу организации электропрогрева. Талантливый парень. Изучает тему с нуля. Все монтирует, но предупреждает: «Это, господа, эксперимент чистой воды. Сгорит, просто мне не заплатите, но я в ваших убытках не участвую. Не сгорит -– мы молодцы». Не сгорело. Наш спец настолько вник
в тему, что сумел реализовать нестандартный метод, за что куратором строительства был назван единственным внятным специалистом по зимнему бетонированию на всей стройке. Дело в том, что во время бетонирования были повреждены греющие провода на двух фундаментах, и была реальная угроза заморозки бетона. Электрик не растерялся и организовал наружный обогрев опалубки.

14 октября

Тревожный звонок электрика с утра. Остывают все фундаменты! Бросило в
холод. Лечу на объект. К моему приезду причина аварии уже найдена и локализована. Ночью кем-то был поврежден питающий кабель. К счастью это единственная проблема, с которой мы столкнулись при прогреве бетона.

Через несколько дней снимаем опалубку. Ну, до чего же хороши! Стройные, ровненькие, беленькие богатыри-фундаменты, все восемь равны, как на подбор! Никогда не думал, что так буду радоваться из-за железобетонных истуканов! Через пару дней вызываем
строительную лабораторию. Вердикт – созрели, т.е. бетон набрал необходимую прочность.

21 октября

Ещё при подготовке к бетонированию у нас возник резонный вопрос: а как засыпать фундаменты, ведь вывезенный в отвал мокрый грунт промёрз. Оказалось,
что нужно завозить «скальник», «вскрышку». В общем, двести тонн обошлись нам
в ещё одну кругленькую сумму. Ещё два дня ушло на монтаж железобетонных балок и фундаментных блоков. Таким образом, почти месяц ушел на строительство только фундаментов.

Еще пять недель мы потратили на все остальные работы. То есть строили мы
более двух месяцев. Объект вытянули, но по срокам потерпели полное фиаско.
Как ни странно, нас не выгнали со стройки, а предложили еще объемы работ. Максим – наш заказчик так выразил свое мнение:

— Техническая и практическая подготовка отвратительная, но воля к победе впечатляет!

Теперь мы более тщательно и без эмоций готовим производство. Тяжкий опыт воспитывает строительную прагматику и «мозговую мышцу». Как человек, испытавший строительную долю, и бок о бок работающий с настоящими профи хочу выразить глубокое уважение к людям этой профессии. Это настоящие суровые мужики и
сильные женщины ежедневным тяжким трудом приручают стихии.

Действительно это похоже на магию. Сегодня ты ходил по полю, а уже через
год здесь красуется огромное здание. Каждый день сотни рук упорно делают
тяжелую и монотонную работу и в дождь и в зной и в холод. И из маленьких «кубиков» человеческой энергии и материальных ресурсов, собранных в миллионные комбинации вырастают новые дома, школы, мосты, заводы, города.

Максим, дыша на морозе в руки, сказал: «Будем считать, что вы не строили, а вас
мой объект построил». И засмеялся.

Андрей Шадрин

Similar Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *