Раритет

ИСТЕКАЮЩАЯ КРОВЬЮ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА…

Опять, дрожа и беспокоясь, зову не ведая кого,

Спешу на проходящий поезд, хоть нет билетов на него.

И вот уже, едва не плача, иду не ведая куда.

И над дорогою маячит ничья холодная звезда.

Вячеслав Лютов

Вместо предисловия…

Чтобы понять типично русского писателя-исследователя уникаль­ных судеб Вячеслава Лютова, надо знать его учителей-филологов в Челябинском государственном университете: достаточно назвать *имена двух любимчиков студентов: Сергей Кошелев и Марк Бент. В 1980-е годы Сергей Кошелев — талантливый переводчик английской литературы (Толкин, Льюис), которого в Челябинском университете очень уважали и ценили за знания и преподавательский талант. Марк Бент — челябинский ученый с мировым именем, филолог-германист, заведующий кафедрой зарубежной литературы ЧелГУ доктор фило­логических наук, профессор. Главным достоинством Бента была его внутренняя свобода. И добродетель любого Учителя — это не столь количество опубликованных монографий, сколь плеяда учеников, которых он влюбил в литературу свободных духом писателей. У нас в Челябинске литературную планку всегда поднимали и держали на достойном уровне ученики Кошелева и Бента: Дмитрий Бавильский, Айвар Валеев, Вячеслав Лютов и Константин Бурков, который явил миру образец настоящего литературного редактора в южно-ураль­ской журналистике.

Но есть весьма скромные преподаватели, которые исподволь влю­бляют тебя в русскую литературу и не отпускают от себя до послед­него дня жизни. Я говорю о тезке национального поэта России — об Александре Сергеевиче Гришине — кандидате филологических наук кафедры литературы ЧелГУ. С ним Слава всю жизнь советовался в первую очередь и принимал любые замечания, пока талантливый филолог и педагог был жив.

Но главное достоинство Лютова и его однокашников — это начи­танность. Они в студенческие годы прочитали все, что «задавали» и то, что нравилось любимым профессорам. И привычка читать, запи­сывать впечатления от прочитанного осталась на всю жизнь.

Первым опытом писателя-исследователя Вячеслава Лютова был очерк о литературном творчестве немецкого романтика Фридриха Гельдерлина (любимый поэт любимого профессора). Это была проба пера не только как дань уважения к Марку Бенту, но и первое проявление любопытства к творчеству философствующих поэтов. Замечу сразу, что в новом тысячелетии Слава посвятил свои литературные труды именно русским философам: Григорию Сковороде (Сын Григория Варсавы, 2007); Сергею Булгакову (Исчезновение полиции: Сергей Булгаков и философия кризиса царских спецслужб, 2001); Антону Карташеву (Небо внутри: кыштымские корни Антона Карташева. Заметки к 145-летию автора «Очерков по истории Русской Церкви», 2020).

Но вошел в историю уральской литературы Лютов, сельский учитель, как автор книги «Русские писатели в жизни» (1999). От биографии Фонвизина до Цветаевой доступным и весьма образным языком, стилистически безупречным, как всегда, он пытался влюбить своих сельских учеников в русскую литературу. А влюбил и в себя. Учитель завещал похоронить его в том селе, куда он распределился после ЧелГУ и где в каждом дворе жили его бывшие ученики: здесь он всегда был окружен искренней любовью. Когда переехал в Челябинск, мечтал ку­пить домишко в той самой деревне с древним храмом, который с любо­вью возрождают монахини. В этой церкви его и отпевали с любовью. На этом стояло его творчество и вся жизнь: или с любовью, или никак.

Стиль первой книги, сочетающий глубину и мастерское изложе­ние, а самое главное — увлекательность, которую любят дети, станет визитной карточкой писателя Вячеслава Лютова.

В 1991 году, когда стре­мительно рушились идеалы того общества и государства, где Слава Лютов состоялся как незаурядная личность, у него «случилась» поэзия, пол­ная безысходности. Когда я прочел его стихотворное на­следие в первом номере лите­ратурно-философского аль­манаха «Пасека» (Челябинск, 2001), мне показался он рас­терянным (см. эпиграф) и пасмурным поэтом. Пасмур­ным не потому, что из его строк льются то ли слезы, то ли бесконечные капли дождя над Россией (а, может — все вместе). Мне это напомнило бесконечные дожди в фильмах Андрея Тарковского, который словно хотел смыть с себя грязь наветов и зависти. Слава пытался смыть с себя страх разрушения и неопределенности. «Все начинается с любви» — это и у раннего прочтения Роберта Рождественского, и в позднем знакомстве с библией: сначала было Слово. И Слово было Любовь. Взаимная любовь к ученикам — луч света в темном и сыром мире крушения прежних идеалов. Он стал писать для них. С любовью к классикам русской литературы…

Небо внутри нас…

О рукописи Вячеслава Лютова «Небо внутри» (Кыштымские корни Антона Карташева. Заметки к 145-летию автора «Очерков по исто­рии Русской Церкви»)

О многогранной талантливой личности писать сложно и долго, если описывать каждую грань самородка. Я так и пытался сделать изначально: написал об истоках любви к литературе, о личностях в судьбе писателя, которые привили уважение и научили создавать оригинальный текст как уникальное явление в природе человека.

А сегодня решил начать не только с истоков, а именно с конца твор­ческого пути моего любимого писателя и друга. Ибо в самой последней рукописи талантливого литератора всегда проглядывается и вершина его литературного творчества, и завещание преданным читателям.

Я — о южноуральском писателе Вячеславе Лютове, у которого всег­да было слабое сердце, и он предчувствовал свой ранний уход: жил и писал как в последний раз — исповедально. Ровно год назад Слава прислал мне свою последнюю рукопись, которую выстрадал за много лет раздумий о судьбе христианства. И успел издать для кыштымских властей несколько экземпляров в надежде, что книгу о своем земля­ке переиздадут приличным по сегодняшним меркам тиражом. Слава Лютов даже успел в Кыштыме презентовать свой любимый труд за несколько часов до того момента, когда остановилось его большое сердце русского писателя…

Почему мой друг в новом веке стал писать о человеке, который жил до него сто лет назад и который всю жизнь писал историю Церк­ви? Наверное, потому, что Слава как талантливый человек предчув­ствовал наступление новой эры, где миром начинают заправлять новые «евангелисты» цифровой сатанинской цивилизации. И Лютов очень хотел обратить наше внимание на корни христианского мира, где человек стремился вверх — к Богу. Сегодня, когда приближается годовщина ухода из жизни негромкого пассионария уральской литературы, по всем фронтам цифрового мира идёт наступление на ценности христианства. А с некоторых пор случилось уточнение — на христианство белых людей. Слава этого уже не услышит, но он всегда предчувствовал, что когда-нибудь для цивилизации нового века важ­нее Римского Папы станет владелец Твиттера.

Рукопись Вячеслава Лютова называется «Небо внутри» (Кыштымские корни Антона Карташева. Заметки к 145-летию автора «Очерков по истории Русской Церкви»). Он закончил ее ровно год назад и при­слал мне письмо, которое я публикую как последнее в нашей пере­писке: «Павел Васильевич, здравствуй! Поздравляю с Новым годом и Рождеством! И по такому случаю высылаю одну небольшую работу — о кыштымских корнях А. В. Карташева, автора знаменитых «Очерков по истории Русской Церкви». Долго не мог к ней подступиться, читал и думал урывками. И вот на каникулах все привел в порядок. Нужен твой мудрый совет. В этом году — 145 лет со дня его рождения. Это имя не только российского, но и мирового порядка (он один из основате­лей Русского православного института в Париже). И у меня есть пока неуверенная мысль провести в Кыштыме в сентябре 2020 года (в ка­нун фестиваля духовной музыки) первые «Карташевские чтения» по актуальным вопросам изучения истории Русской православной церк­ви. Эти заметки я писал в том числе и как философское обоснование подобного мероприятия. Очень жду твоей оценки и мыслей на этот счет. Сделал рассылку и по другим людям — в тот же Кыштым, а также о. Игорю (Шестакову). Кто знает, вдруг все и получится. Желаю тебе здоровья, счастья и всех благ. С уважением, Вячеслав Лютов».

Все остальное мы проговаривали при встрече на его работе. А письмо осталось. В сентябре 2020 года, как и планировал, Слава по­ехал презентовать свой труд и переговорить с главой Кыштыма. Об­ратно он уже не вернулся…

Сегодня, в контексте всеобщей борьбы с христианством как с по­следним носителем традиционных для цивилизации ценностей труд Вячеслава Лютова приобретает актуальное мировое звучание, тем более, что главный герой книги Лютова свой главный труд жизни на­писал в Париже, где имя Антона Карташева знают все православные.

Книга Лютова «Небо внутри» начинается исповедальной цитатой из труда Карташева: «Русский человек всегда ищет возвышения души своей к Богу. Ближе всего для него приходский храм — церковь. Это самый доступный путь к небу. Это — кусочек неба…»

Слава Лютов давно поселился в древнем казачьем селе Булзи (Кас­линский район Челябинской области], в котором уже тридцать лет местными монахинями восстанавливается один из самых старых хра­мов Южного Урала — храм Покрова Пресвятой Богородицы, который был заложен в 1835 году. Здесь Слава молился, сюда по выходным дням сбегал от суеты мегаполиса и писал свой труд-завещание. Здесь литератора и отпевали.

Как истинно русский писатель Лютов больше всего переживал за ту самоубийственную несправедливость, когда забывали его знаме­нитых земляков. Последний, вычеркнутый из памяти земляков, — ге­рой его повествования — Антон Владимирович Карташев, историк и философ, автор «Очерков по истории Русской Церкви» и «Вселенских соборов», последний обер-прокурор Святейшего синода и профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Па­риже. О детстве Антона Карташева Вячеслав Лютов писал: «Именно здесь, в Кыштымском заводе Екатеринбургского уезда Пермской гу­бернии 11 июля 1875 года и родился А. В. Карташев. Именно здесь, в Кыштымском заводе, прошло его раннее детство — первые пять лет, пока семья не переехала в Екатеринбург».

Я бы опустил пересказ детства и отрочества Карташева, кроме одной цитаты: «Русский историк и философ словно повторял «кыштымское восхождение», пусть и на другом поприще. Детский образ Кыштыма становился символом самой возможности «дотянуться до неба…». Этого почти достаточно, чтобы понять истоки самоопределе­ния будущего историка Русской церкви.

Кыштым был одним из центров старообрядчества на Урале. И эта тема волновала философа христианства Карташева. Лютов удачно процитировал краткую характеристику своего героя: «В 1960 году протоиерей Василий Зеньковский в прощальном слове памяти А. В. Карташева особенно отметит его обобщающую статью о расколе «Смысл старообрядчества»: «В этой статье помимо глубокой эруди­ции, мы находим целый ряд замечательных характеристик раскола и его разных течений. Я не преувеличу, если скажу, что на этой статье легла печать гениальности… Карташев, вообще, писал превосходно; кто-то удачно сказал о нем, что у него «золотое перо». Обширные зна­ния, тонкость анализов, а главное, умение чувствовать самую «суть» изучаемых исторических явлений, характерны для А. В., а за всем этим стояла его глубокая и живая религиозность…»

Славу Лютова всегда привлекали философствующие личности в истории России. Еще раньше он написал уникальный труд «Сны Григо­рия Варсавы» (2007) о жизни и творчестве русского философа Григория Сковороды. Биограф философа-самородка Михаил Ковалинский писал еще в 1794 году о своем учителе: «Поставленный между вечностью и временем, светом и тьмой, истиной и ложью, добром и злом, имеющий преимущественное право выбирать истинное, доброе, совершенное и приводящий то в исполнение на самом деле, во всяком месте, бытии, состоянии, звании, степени, есть мудрый, есть праведный…». Витиева­тый стиль XVIII века не мешает нам понять, за что нравятся философы современному писателю, который не без сердечной боли наблюдает за разрушением нравственности в России XXI века. И априори понимает, что только Церковь еще хранит эти вечные нравственные ценности: ни убий, ни укради, ни пожелай жены ближнего своего…

Не случайно Слава Лютов самостоятельно пришел к этим выводам после двадцати лет писательского и издательского трудов: «Совсем недавно — буквально на днях — попытался описать словами дореволю­ционный фотоснимок, на котором запечатлена церковь Петра и Павла в Миассе, тогда в Миасском заводе: «Она словно сшивала три стихии: мирскую суету посыпанной песком площади с купеческими двухэтаж­ными домами-магазинами, деревянными лавками и незатейливыми крестьянскими подводами, величественную красоту поросшего ле­сом горного хребта и синюю гладь свободного неба, которую пронза­ла своим позолоченным шпилем…» Написал и почувствовал, что все это, на самом деле, уже звучало…»

И он с удовольствием пишет в своей последней рукописи о том, что когда-то слышал или читал. Но про образ созревшего писателя я вы­читал у другого исследователя Сковороды: в 1911 году некто В. Ф. Эрн сделал доклад о философе: «Он живет так, как думает, и думает, как живет. Личность Сковороды — не менее крупная философская цен­ность, чем его произведения».

Я потому процитировал Эрна, что мне его слова ложатся на мое представление о Вячеславе Лютове — писателе, историке, философе и исследователе истории Урала. Это высшая ценность любого писате­ля: писать, как думаешь. Такой стиль вырабатывается десятилетиями ежедневного труда.

Будучи сельским учителем в конце 90-х минувшего века, Слава чи­тал, читал и читал. Но уже не тексты для экзаменов и зачетов, а то, что ему запрещали: священников-философов Булгакова и Флорен­ского, историков Церкви Флоровского и Карташева, богоискателей Плеханова и Розанова, евангелистов и биографов своего земляка. И при этом даже возмущался: «Однажды, еще в пору своего послеуниверситетского учительства в деревенской школе на Каслинском Урале, меня поразило чересчур вольное допущение Г. В. Плеханова в отношении М. В. Ломоносова: «Родись Ломоносов в какой-нибудь по­мещичьей деревне центральной России, ему, пожалуй, не пришлось бы сопровождать своего отца дальше, как от господской усадьбы до господской пашни». О том же высказался и В. В. Розанов: «Вот уж сыны севера, Петр и Ломоносов… на весь XVIII век пустившие мороз­ца… Морозец, реализм, практичность и океаническая ширь порывов и замысла… великорусская порода без всяких общечеловеческих (кос­мополитических) примесей, чисто русский ко всему интерес и чисто русский во всем вкус, без осложнений, без навеваний…»

Вывод из всего прочитанного Вячеслав Лютов сделал, как отрезал: «Горнозаводской Урал обладал статью не меньшей, чем русский Север…»

С этого периода «возмущений» души и ума начиналось становление Лютова как исследователя чужих судеб. Но у Славы любое описание любой судьбы было на досконально изученном историческом фоне.

Южноуральского писателя в каждом труде интересовали самые первые впечатления героя, которые формировали личность и его устремления. Вот что по этому поводу пишет Лютов о Карташеве: «Первые впечатления, как правило, зароняются в душу с малых лет. Его посвящение в стихарь в возрасте восьми годов также не произо­шло в одночасье — белоснежное богослужебное одеяние нужно было заработать: усердием, прилежанием, знанием молитв, календаря цер­ковной службы, умением читать. Стоит думать, что и епископ Ека­теринбургский Нафанаил находил в душе воспитанника не дикую целину, а благодатное поле, по которому уже прошелся плуг благо­честивого обряда. И произошло это в Кыштыме… Одним из первых впечатлений была Старая церковь, построенная еще Демидовыми — чуть в отдалении от завода, на острове, соединенном с берегами мо­стами. Поэтому путь к ней был не так прост. У нее была своя особен­ность: церковь построили в два этажа, и для глухой провинции она получилась на редкость нарядной и величавой. Каждый апартамент получил свое имя: верхний этаж — в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов, а нижний стал называться во имя Усекновения главы Про­рока и Крестителя Господня Иоанна Предтечи. Верхний этаж храма не отапливался, и службы там велись в летний период. Зато нижний — небольшой и теплый — действовал круглый год».

Здесь и знание истории церковной жизни Кыштыма, и психологии становления воцерковленных детей. Я восхищался своим земляком во время чтения его последнего труда, когда пытался сосчитать в сравнительно небольшом тексте имена представителей Церкви и на­уки, писателей и философов, историков и евангелистов: 36 фамилий самых знаковых людей христианской Церкви и Великой Руси. Надо было успеть за последние двадцать лет жизни перечитать рукописи этих авторов, выписать цитаты, осмыслить, увязать в канву повествования. И цитировать, цитировать, цитировать, чтобы доказать вели­чие нашего земляка Антона Карташева величием авторов текстов, с которыми герой повествования дружил или дискутировал. И заодно Вячеславу Лютову хотелось покончить с той погибельной для Руси несправедливостью, которая называется «беспамятство».

Я очень надеюсь на то, что чиновники Кыштыма и настоящие граждане известного на Урале города не забудут труд не менее знаме­нитого земляка — Вячеслава Лютова: бескорыстного, как многие писа­тели на земле русской, любопытствующего, справедливого и талант­ливого в своих устремлениях и воплощениях. И, мне кажется, слова Василия Розанова про русского человека — это и про нашего Славу: «океаническая ширь порывов и замысла».

И напоследок перефразирую через полвека протоиерея Василия Зеньковского: я не преувеличу, если скажу, что на этой книге Вячесла­ва Лютова легла печать гениальности…

Царствие небесное истинно верующему писателю Южного Урала…

Р S. Через несколько месяцев после смерти Вячеслава Лютова в его кабинете раздался звонок: «Славу можно?» Коллега растерялся, узнав голос известного в Челябинске профессора и единомышленника Лю­това: «А его нет». — «А когда будет?.. Никогда? Он уволился?» — «Нет, умер…» Долгое молчание и — телефонные гудки. Даже самые извест­ные из нас порой уходят незаметно даже для единомышленников…

Р. Р. S. Вячеслав Лютов родился 7 августа 1970 года, умер 18 сентя­бря 2020 года в Челябинске. В 1992 году окончил филологический фа­культет Челябинского государственного университета. Первая книга «Русские писатели в жизни» (1999) до сих пор пользуется огромным спросом у читателей разных возрастов. В новом веке у Лютова — мас­штабные книжные проекты: «Арбитражный суд Челябинской обла­сти, 1922-2002», «Государственная безопасность: Три века на Южном Урале», «УРАЛАЗ: Заметки на полях внешнего управления», «ОАО «Электромашина» и СКВ «Ротор»: Сто лет вместе», «Петр Сумин: Штрихи к политическому портрету», «Забытые тайны Южного Ура­ла», «Человек из банка», «Вглядываясь в Ленинский», «Прогулки по Кыштыму», «Полянцевы: история семьи».

В этом году друзья и соратники выпускают посмертную рукопись Вячеслава Лютова: «Тайны Челябинского бора» (2021).

П. В. Большаков

Similar Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *